Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Оказание ситуационной помощи

Алгоритм по  оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий

Для обеспечения доступа инвалидам наравне с другим населением к социально-значимым объектам, необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья. «Ситуационная помощь» — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в учреждение образования инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи, здание должно быть оборудовано элементами доступности (широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала и т.д.) в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами, регламентирующими создание доступной среды. Оказание ситуационной помощи обеспечивается после получения согласия инвалида.

 

Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи  

1.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»: (инвалид передвигается на коляске, костылях)

Ответственный  за организацию  оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

- выходит, на улицу, открывает входные двери;

- узнает цель посещения;

- оказывает помощь при входе в здание;

- сообщает руководству о посещении клиента с ограничением передвижения;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;

- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

- сопровождает получателя услуг до выхода;

- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.

2.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С» (инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации)

Ответственный  за организацию  оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

- встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);

- узнает цель посещения;

- предлагает помощь;

- если посетитель соглашается на оказание помощи, то открывает входные двери;

- помогает войти в здание;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета (возможно с поддержкой под локоть);

- при обращении без записи, сообщает специалисту о получателе социальных услуг; сопровождает в кабинет для решения вопроса (возможно с поддержкой под локоть);

- по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете; при необходимости консультации другого специалиста сопровождает получателя социальных услуг в передвижении по кабинетам, поддерживая его под локоть;

- сопровождает получателя услуг до выхода;

- оказывает помощь при выходе из учреждения образования. 

3.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О» (инвалид с поражением опорно-двигательного аппарата)

Ответственный  за организацию  оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

- встречает инвалида;

- узнает цель посещения;

- оказывает помощь при входе в здание;

- сообщает руководству о посещении клиента с ограничением передвижения с целью организации использования ассистивных устройств и технологий;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;

- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

- сопровождает получателя услуг до выхода;

- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.

4.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г» (инвалид глухонемой или глухой)

Ответственный  за организацию  оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

 - встречает инвалида;

- узнает цель посещения и нуждается ли он в услугах сурдопереводчика;

- сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);

- во время пребывания инвалида в учреждении образования сопровождает инвалида по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении образования мероприятиях;

- сообщает руководству о посещении клиента с ограничением передвижения;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;

- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

- оказывает помощь в заполнении документов;

- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;

 - оказывает помощь при выходе из учреждения образования.

5. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У» (инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением)

Ответственный  за организацию  оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

- встречает инвалида;

- узнает цель посещения;

- сопровождает (оказывает помощь сопровождающим их лицам при возникающих затруднениях) и помогает ориентироваться (вход/выход);

- сообщает руководству о посещении клиента снарушениями умственных функций;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;

- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

- оказывает помощь в заполнении документов;

- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;

оказывает помощь при выходе из учреждения образования.

  

 

 

Код

 

 

Преимущественный вид помощи

 

 

Ситуационная помощь

 

 

 

Графическое

изображение

К – инвалид передвигается в коляске

Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома,

в связи с выраженным ограничением способности к мобильности.

Нуждается в помощи сотрудников организации при передвижении по территории организации.

О – с поражением опорно-двигательного аппарата

Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к самообслуживанию и бытовой жизни.

Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации.

 

С – инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации

Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи и сопровождении, в

 т.ч. вне дома, в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к ориентации (слепые и слабовидящие).

Инвалид по зрению (слепой). Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации.

 

Г – инвалид глухонемой или глухой

 

Нуждается в специализированной помощи (сурдопереводчика) при формальных взаимоотношениях (преимущественно вне дома)

в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением

способности к общению и межличностному взаимодействию (глухонемые, глухие).

При формальных взаимоотношениях с сотрудником организации нуждается в услугах сурдопереводчика

 

 

У – инвалид ограничен в общении и контроле за

своим поведением

Составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций. При посещении организации инвалидам с кодом «У» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником организации при возникающих затруднениях.

Сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход); - ознакомление с расположенной в организации информацией; - помощь в заполнении документов (уточнить информацию)

 

 

 

ЯСНЫЙ ЯЗЫК

Одной из задач мероприятий Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы является разработка основ «Ясного языка» и превращение информации в символы.

    «Ясный язык» — язык, доступный людям, которые испытывают трудности в чтении и понимании текста, и предполагает он, как правило, использование упрощенной структуры высказываний, слов, наиболее часто употребляемых, без специальной лексики, иностранных заимствований и слов в переносном значении.
     «Ясный язык» дает возможность людям самостоятельно принимать решения по отношению к собственной жизни. Такой язык делает необходимую информацию доступной для восприятия, и в результате человек может не только делать выбор, но и понимать его последствия. Это еще один шаг к инклюзии, которое сделало наше общество.

   Брошюры на ясном языке для скачивания находятся по ссылке https://cloud.mail.ru/public/CGtD/DrgzZqtj1

иные материалы на ясном языке – на сайте общественного объединения «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» https://lifeguide.by/

Правила "ясного языка" подробнее...

Использование «ясного языка» в работе с детьми с особенностями психофизического развития

В соответствии с Национальным планом действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы с целью повышения доступности учебных и иных материалов для учащихся с особенностями психофизического развития должен использоваться «ясный язык». В связи с этим организация образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития требует использования учебных материалов, адаптированных согласно требованиям «ясного языка».

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению доступности объектов и адаптации услуг, предоставляемых населению, с учетом особых потребностей людей с инвалидностью, утвержденными Протоколом заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 февраля 2018 г. № 23, «„ясный язык“ — язык, доступный людям, испытывающим трудности в чтении и (или) понимании текста, предполагающий, как правило, использование упрощенной структуры высказываний, наиболее часто встречающихся общеупотребительных слов без специальной лексики, иностранных заимствований и слов в переносном значении, а также специальных приемов (расположение текста на странице, размер и иные особенности шрифта и др.)».

В процессе создания и адаптации текстов на «ясный язык» принимают участие специалисты и эксперты-оценщики. Специалистами по созданию и адаптации текстов на «ясном языке» могут стать люди любой профессии, которые взаимодействуют с людьми с инвалидностью. Специалисты обязательно должны пройти обучение стандартам «ясного языка». Эксперты-оценщики – это представители той целевой группы, для которой готовят информацию на «ясном языке». Эксперты-оценщики должны пройти специальную подготовку для работы с текстами по правилам «ясного языка». В работе над одним текстом принимают участие 3–4 эксперта-оценщика.

Требования к адаптации учебных и иных материалов с использованием «ясного языка» отражены в Методических рекомендациях «Ясный язык»: как сделать информацию доступной для чтения и понимания» (https://elib.bspu.by/handle/doc/43118). С учетом указанных рекомендаций создаются графические изображения, которыми рекомендуется сопровождать учебные материалы.

При создании или адаптировании текста на «ясном языке» в правом верхнем или левом верхнем углу должен быть размещен логотип, который указывает на это.

  • Закон РБ от 30.06.2022 № 183-3 О правах инвалидов и социальной интеграции (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть
  • Постановление СМ РБ от 21.11.2022 № 796 Об обеспечении доступной среды для инвалидов (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть
  • Государственный стандарт СТБ 2595-2021 Ясный язык Государственный стандарт СТБ 2595-2021 Ясный язык (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть
  • Основные положения, подходы и правила, которых необходимо придерживаться при построении и изложении информации на «ясном языке», рекомендации по созданию дидактического материала (памяток для учащихся, индивидуальных карточек, алгоритмов выполнения действий) (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть
  • Методические рекомендации Ясный язык (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть

Разделы сайта