Рекомендации психолога по профориентации
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Кпрофориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка - тоже опыт Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
Десять профессий будущего десятилетия
1.Специалист по информационным технологиям.
Кто они такие? Это компьютерщики завтрашнего дня.
Почему они в «топе»? Потому что эти специалисты способны решать самые насущные для любого государства проблемы – создавать и реализовывать модели эффективного управления – банком, заводом, отраслью, транспортом, научными исследованиями. Обратите внимание, что в названии специальности уже нет слова «компьютер»: когда речь идёт о решении такого рода задач, само собой разумеется, что человек владеет им в совершенстве! Вам это подойдёт, если… у вас хорошие математические способности.
Какое образование нужно получить? Закончить мехмат или факультет высшей математики БГУ или специализированные факультеты, которые уже есть во многих белорусских вузах.
2. Эколог.
Кто они такие? Это настоящие целители окружающей среды. Повседневная работа эколога – изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ воздействия отходов производства на растения, животных и человека.
Почему они в «топе»? Сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику или завод. Ни одно предприятие не может функционировать без надзора экологов. Любому предприятию выгоднее предотвратить загрязнение окружающей среды, чем потом оплачивать больничные сотрудникам и штрафы экологическим службам. Вам это подойдёт, если…вы готовы хоть сейчас ехать спасать от вымирания амурских тигров, а также неравнодушны к проблеме исчезновения тропических лесов Амазонки.
Какое образование нужно получить? Факультет экологии, а также химии или биологии.
3. Хед-хантер.
Кто они такие? Это настоящие «охотники за головами» (от англ.head-hunting) – то есть, сотрудники агентств по персоналу. Они сами находят нужных специалистов, в основном, менеджеров высшего звена, переманивая их из других компаний или перехватывая в момент перехода с одного места работы на другое. Почему они в «топе»? Потому что конкуренция между компаниями – это, прежде всего, конкуренция менеджмента. А те, кто является главными поставщиками кадров, ценятся просто на вес золота. Вам это подойдёт, если…вы - прирождённый психолог и любите азарт; ведь хед-хантер – игрок, который и блефует, и ведёт двойную и даже тройную игру, при этом, умудряясь составить красивую, а главное, удачную комбинацию. Какое образование нужно получить? Психологическое.
4. Биотехнолог.
Кто они такие? Это люди, которые с помощью живых организмов и их компонентов – генов, ферментов, белков – создают то, чего раньше даже не существовало в природе: совершенно новые организмы, растения и продукты.
Почему они в «топе»? Биотехнология – это генная инженерия и даже клонирование живых организмов. Суперактуальная тема! Вам это подойдёт, если…вы интересуетесь биологией и всем, что около.
Какое образование нужно получить? Биологическое или химическое. Есть ещё специализированные факультеты, которые готовят пищевых биотехнологов.
5. Имиджмейкер.
Кто они такие? Это виртуозы социальных превращений!
Почему они в «топе»? Превратиться из Золушки в знатную даму в наше время можно не с помощью волшебной палочки доброй феи, а с помощью имиджмейкера. И желающих воспользоваться этим множество. Вам это подойдёт, если… вы наблюдательны и у вас хороший вкус.
Какое образование нужно получить? Психологическое, а также курсы имиджмейкеров.
6. Психоаналитик.
Кто они такие? Это «доверенные лица» политиков, звёзд шоу-бизнеса, бизнесменов. Им люди признаются в том, в чём не признаются даже самим себе!
Почему они в «топе»? В обществе потребления страх потерять то, что имеешь, не суметь добиться новых высот, не успеть, не достичь, и так далее вызывает неврозы, депрессии и тревожные состояния. И только психоаналитик помогает вернуть человеку душевное равновесие. Вам это подойдёт, если…вы отзывчивый и хорошо чувствуете людей, склонны к анализу.
Какое образование нужно получить? Психологическое, медицинское. Но помните: вам придётся периодически заниматься психоанализом с самим собой.
7. Логистик.
Кто они такие? Логистикам подконтрольны все процессы, где можно сэкономить. А это: поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами и т.д. Логистик не позволяет товару долго лежать на складе, грузовику – ехать длинной дорогой, магазину – ждать завоза продукции.
Почему они в «топе»? Экономия средств от работы логистиков составляет миллионы у.е. И поэтому их работу также оценивают по достоинству. Вам это подойдёт, если…вам удаётся грамотно планировать свой рабочий день, «убивать двух зайцев» одновременно, объединять вокруг себя единомышленников. Очень пригодятся расчётливость и любовь к экономии.
Какое образование нужно получить? Экономическое или юридическое.
8. Аудитор.
Кто они такие? Это люди, которые каждый день демонстрируют высший пилотаж бухучёта! Основная функция аудитора – окончательная проверка финансовых отчётов компаний, в частности, перед налоговой проверкой.
Почему они в «топе»? Любая компания нуждается не только в бухгалтерском учёте, но и в постоянном его контроле. Ошибки, кажущиеся малозначительными на бумаге, на деле могут обернуться колоссальными убытками. Аудитор помогает их избежать. Вам это подойдёт, если… вы терпеливы, усидчивы и педантичны. Аудиторов называют «профессиональными занудами».
Какое образование нужно получить? Высшее экономическое.
9. Телепродюсер.
Кто они такие? Это самые главные люди на телевидении! Они придумывают сами или находят подходящую идею для программы или фильма и воплощают её в жизнь. Они занимаются всем – от создания творческой группы до рекламной кампании!
Почему они в «топе»? Сила телевидения как такового очень велика, а роль продюсера вообще главенствующая. Чаще всего именно он выбирает ведущего программы, он заведует деньгами и следит за исполнением общей концепции. Вам это подойдёт, если…вы мобильный и творческий человек, умеющий считать деньги. А если вы часто слышите в свой адрес язвительный комментарий «наглость – второе счастье», то вообще смело можешь идти в продюсеры!
Какое образование нужно получить? У вас может быть любое высшее, дальше всё зависит от вашей активности и креативности.
10. Ландшафтный дизайнер.
Кто они такие? Это художники, а область их деятельности – садово-парковое искусство, какого бы размера ни были эти сады и парки: от 6 традиционных соток до безграничных территорий загородных резиденций.
Почему они в «топе»? С ростом благосостояния наших граждан будет расти потребность в тех, кто умеет создать красоту буквально на ровном месте (делать «альпийские горки», сажать редкие растения, строить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения…). Вам это подойдёт, если…вы хорошо рисуете и увлечены разведением комнатных цветов.
Какое образование нужно получить? Высшее архитектурное, строительное или озеленительное.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо:
- проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии;
- ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда);
- изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам человека;
- узнать пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на курсах, в ПТУЗах, ССУЗах, ВУЗах);
- выяснить, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;
принять участие в работе соответствующего объединения, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности;
- побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;
- получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача;
- прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?»
Типы профессий
Информация о профессиях не является статичной, неизменной. Это та область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются новые профессии, а старые получают новые современные названия. Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии достаточно сложно, и смысла особого в этом нет. Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора – определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий.
Наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является академик Е. А. Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):
ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Для того, чтобы успешно работать в сфере, связанной с природой, недостаточно просто ее любить. Созерцательной любовью к природе обладает большое количество людей. Многие из нас любят отдохнуть весной на природе, с умилением понаблюдать за щенком в гостях у друзей или полюбоваться закатом на морском побережье. Но далеко не каждый обладает деятельной любовью к природе, связанной с познанием ее законов и их применением. Специалист данной сферы должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения и принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду. Современные профессии данного типа: ветеринар, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Большое значение здесь имеет также такое качество, как практическое мышление человека – техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Среди современных профессий данного типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК. Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» – взаимодействие между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, терпение, умение находить общий язык с разными людьми. Современные профессии: продавец-консультант, менеджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по продажам, по рекламе и т. д.), официант, психолог, секретарь-ресепшионист.
ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, уметь представить их сущность схематически. С другой стороны, не менее важно увидеть в схеме, графике, формуле «жизнь», то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за условными обозначениями. Для этого необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Для этого важны такие качества как внимание, умение сосредотачиваться, терпимость к монотонной, иногда даже рутинной деятельности. Примеры профессий данного типа: программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.
ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Специфическое требование, которое предъявляется в профессиях данного типа – наличие задатков, способностей к определенному виду творчества (рисованию, пению, писательскому искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого важны творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа: дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, дизайнер-модельер), стилист, актер, режиссер, ди-джей.
В данной классификации речь идет о конкретных профессиях и требованиях к человеку, которые в них предъявляются. Следует отметить, что невозможно все профессии жестко отнести к определенному типу. Существуют профессии, которые можно отнести к разным типам: учитель биологии (человек-человек и человек-природа), секретарь-референт (человек-человек и человек-знаковая система), WEB-дизайнер (человек-знаковая система и человек-художественный образ).
разгарнуць » / « згарнуць